Бадалян Л.О. «Невропатология» 1987 год

Бадалян Л.О. - Невропатология - 1987 год

Автор: Бадалян Л.О.

Год: 1987

В книге представлены сведения по анатомии и физиологии нервной системы, приводятся описания основных болезней нервной системы и современных методов их лечения» а также освещаются проблемы связи невропатологии и дефектологии. Излагаются вопросы реабилитации детей с нарушениями нервной системы.

Предисловие ко второму изданию
Введение

Глава I. История неврологии

Глава II. Медицинские основы дефектологии
Взаимосвязь клинической медицины и дефектологии
Нейрофизиологические механизмы обучения и воспитания
Взаимосвязь между развитием, обучением и воспитанием
Компенсаторные возможности мозга

Глава III. Развивающийся мозг
Филогенез нервной системы
Онтогенез нервной системы
Развитие важнейших функциональных систем мозга
Возрастная эволюция мозга
Принцип гетерохронности в развитии мозга
Системно-функциональная организация мозговой деятельности
Критические периоды и развитие мозга
Развитие нервно-психических функций в условиях патологии

Глава IV. Функциональная анатомия нервной системы
Общий анатомический обзор нервной системы
Большие полушария головного мозга
Кора больших полушарий головного мозга
Подкорковая область
Ствол мозга
Черепные нервы
Спинной мозг и спинномозговые нервы
Вегетативная нервная система
Обзор основных проводящих путей ствола головного и спинного мозга
Кровоснабжение мозга
Желудочки мозга
Оболочки мозга

Глава V. Высшая нервная деятельность
Рефлекторный принцип деятельности нервной системы
Закономерности взаимодействия нервных процессов
Учение о темпераменте и типах высшей нервной деятельности
Высшие корковые функции
Функциональная асимметрия полушарий головного мозга
Бодрствование и сон

Глава VI. Исследование нервной системы. Основные неврологические синдромы
Анамнез
Исследование двигательных функций
Исследование чувствительности
Исследование функции черепных нервов
Исследование вегетативных функций
Исследование высших корковых функций
Дополнительные методы исследования
Понятие о симптоме и синдроме
Основные неврологические синдромы
Двигательные нарушения
Периферический паралич
Центральный паралич
Двигательные нарушения у детей с различными поражениями нервной системы
Нарушения чувствительности и органов чувств
Зрительные нарушения
Нарушения слуха
Нарушения вегетативной нервной системы
Нарушения высших корковых функций
Возрастные нормативы психомоторного развития детей
Первый год жизни
Второй год жизни
Третий год жизни
Дошкольный возраст (от трех до семи лет)
Младший школьный возраст (от семи до одиннадцати лет)
Подростковый возраст (от двенадцати до шестнадцати лет)

Глава VII. Болезни нервной системы
Общие данные о патологии нервной системы
Общие понятия о диагнозе и дифференциальном диагнозе
Врожденные заболевания с поражением нервной системы
Хромосомные болезни
Детские церебральные параличи
Гидроцефалия
Микроцефалия
Наследственные болезни обмена веществ
Наследственные болезни обмена аминокислот
Болезни обмена липидов
Болезни обмена мукополисахаридов
Гепатоцеребральная дистрофия
Мышечные дистрофии
Факоматозы
Инфекционные болезни нервной системы
Менингиты
Энцефалиты
Арахноидиты
Полиомиелиты
Мозговой ревматизм
Нарушения мозгового кровообращения
Черепно-мозговая травма
Эпилепсия
Опухоли головного мозга
Минимальная мозговая дисфункция
Неврозы
Психопатия
Алкоголизм и наркомании

Глава VIII. Лечение заболеваний нервной системы
Современные методы лечения заболеваний нервной системы
Абилитация и реабилитация
Роль педагога-дефектолога в восстановительном лечении детей с поражениями нервной системы
Значение резервных возможностей мозга в абилитации и реабилитации детей с поражением нервной системы
Принципы абилитации и реабилитации слепых и слабовидящих детей
Принципы абилитации и реабилитации глухих и слабослышащих детей
Принципы абилитации детей с детскими церебральными параличами
Принципы реабилитации детей с задержкой речевого развития
Принципы реабилитации детей с заиканием
Значение трудотерапии в реабилитации больных

Глава IX. Деонтология в невропатологии
Больной ребенок в семье
Медико-педагогический персонал — ребенок
Взаимоотношения врача и педагога-дефектолога
Врач — педагог-дефектолог — средний медицинский персонал
Врач — педагог-дефектолог — родители и родственники больного
Врач — педагог-дефектолог — больной — окружение больного

Глава X. Организация лечебно-педагогической помощи детям с нервными и нервно-психическими нарушениями

Рекомендуемая литература
Терминологический словарь