Нахимовский А.И., Шишков В.В. «Практическая психотерапия» 2001 год

Нахимовский А.И., Шишков В.В. - Практическая психотерапия - 2001 год

Автор: Нахимовский А.И., Шишков В.В.

Год: 2001

Настоящее издание является оригинальным руководством по психотерапии, в котором подробно и профессионально изложена точка зрения авторов на проблемы психотерапевтического общения, адекватного применения психотерапевтических техник как в подростковой, так и во взрослой врачебной практике. Материал представлен в форме диалогов, максимально удобной для усвоения. В диалогах каждый из обсуждаемых вопросов рассматривается с разных позиций, так что читатель имеет возможность заочного включения в дискуссию авторов. Книга содержит множество примеров, убедительно доказывающих необходимость широкого внедрения психотерапии во все медицинские специальности не только для лечения неврозов, но и для коррекции функциональных расстройств при разнообразной органической патологии.
Для психотерапевтов, медицинских психологов, врачей терапевтического профиля студентов старших курсов медицинских вузов.

Об авторах
Вместо предисловия
Диалог 1
Зачем авторам нужны диалоги? Должны ли психотерапевты по личностным особенностям отличаться от врачей других специальностей? Что такое базисные и надстроечные качества психотерапевта? Чем отличается психотерапевтическое общение от обычного?
Диалог 2
Должны ли врачи разных специальностей изучать технику общения? Надо ли врачу изучать самого себя и заниматься саморегуляцией? Что происходит при общении врача пациента?
Диалог 3
Что такое рациональная психотерапия и как она сочетается с другими психотерапевтическими методами?
Диалог 4
Каким образом различные взгляды на формирование неврозов и психосоматических расстройств отражаются на практическом применении рациональной психотерапии?
Диалог 5
На чем основана поведенческая психотерапия? Что легче для психотерапевта — индивидуальное общение или в группе? Что общего между законом сохранения энергии и групповой динамикой?
Диалог 6
Почему служители культа отрицательно относятся к гипнозу? Возможно ли взаимопонимание между священником и врачом-гипнотерапевтом? Какой гипноз лучше — психологический или биологический?
Диалог 7
Когда гипноз показан, а когда противопоказан или даже опасен? Всегда ли противопоказания к гипнотерапии обоснованы? Применим ли гипноз при поведенческих нарушениях у детей и подростков?
Диалог 8
Что такое гипнокоррекция и гипнопедия? Можно ли считать гипноз допингом? Способствует ли применение гипноза формированию зависимости от психотерапевта?
Диалог 9
Как психотерапевту обезопасить себя от ложных обвинений сексуального характера? Существуют ли границы реализации гипнотического и постгипнотического внушений? Может ли гипноз приводить к осложнениям?
Диалог 10
Зачем нужна подготовка к гипнотерапии? Каковы особенности подготовительного периода? Устранимы ли скепсис, боязливость, мистическая настроенность? Кому необходимы пробы на внушаемость — психотерапевту или пациенту?
Диалог 11
Всегда ли внушаемость и гипнабельность совпадают? Когда заканчивается подготовительный период и начинается первый сеанс гипноза? Почему психотерапевт выбирает ту или иную методику гипнотизации? Должен ли психотерапевт изучать новые методы психотерапии, если он в совершенстве владеет одним из них? Как обеспечить безопасность пациента? Кто защитит психотерапевта от невроза?
Диалог 12
Как психотерапевт должен реагировать на поведение пациента во время гипнотизации? Всегда ли содержание внушения и субъективные ощущения пациента должны совпадать? На какие сигнальные системы воздействует психотерапевт? Существуют ли «чистые» невербальные методики гипнотизации?
Диалог 13
Каким образом передается биоэнергия? Есть ли зависимость между взглядами психотерапевта на проблемы биоэнергетики и выбором методик гипнотизации? Существуют ли абсолютные критерии для определения гипнотического состояния?
Диалог14
Можно ли по данным ЭЭГ диагностировать гипнотическое состояние? Могут ли «выпадать» отдельные гипнотические фазы? Как гипнотизировать двигательно расторможенных субъектов, детей с синдромом гиперактивности? Зачем надо наблюдать за реакциями загипнотизированных пациентов?
Диалог 15
Какие методы психотерапии применяются после предварительной гипнотизации? Что такое гипноанализ и кто имеет право использовать этот метод? Почему З. Фрейд разочаровался в гипнозе? Можно ли заставить пациента забыть о болезни? Почему не следует отрицать реальность невротического симптома?
Диалог 16
Если пациентка без сознания, надо ли ее показывать психотерапевту? Какой период важнее: индукция в гипноз или дегипнотизация? Могут ли неприятные ощущения после выхода из гипноза оказаться полезными для дальнейшего лечения? Можно ли проводить
дегипнотизацию без личного участия психотерапевта?
Диалог 17
Всегда ли раппорт избирателен? Надо ли период дегипнотизации «разбавлять» формулами внушения, не относящимися к пробуждению? Может ли мизантроп заниматься самоусовершенствованием? Что мешает психической саморегуляции?
Диалог 18
Перспективны ли методы психической саморегуляции? Что лучше, самовнушение или аутогенная тренировка? Можно ли овладеть этими методами самостоятельно? Следует ли материально поощрять детей за «отказ» от функционального расстройства? Зачем мы
применяем аутогенную тренировку?
Диалог 19
Чем отличается медитация как самостоятельный метод от аутогенной медитации в рамках аутогенной тренировки? Может ли чрезмерная увлеченность различными учениями Востока принести вред психическому и физическому здоровью? Может ли психотерапевт использовать нестандартные лечебные методы?
Диалог 20
Нужна ли психотерапевту сверхувлеченность? Есть ли в организме собственная аптека? Применима ли психотерапия при органических заболеваниях? Надо ли говорить правду онкологическим больным?
Диалог 21
Что такое игровая психотерапия? Каковы принципы отбора пациентов в игровые группы? Может ли один психотерапевт проводить игровую психотерапию и сеансы внушения, гипноза с одними и теми же детьми? Влияет ли поведение психотерапевта на дифференциацию группы? Всегда ли оправдана смена ролей во время игр?
Диалог 22
Может ли групповое напряжение принести вред? Можно ли игровую психотерапию проводить в рамках одной семьи? Можно ли изменить негативное отношение родителей к игровой психотерапии? Может ли директивность психотерапевта мешать групповой динамике? Есть ли пределы для технического оснащения игровой психотерапии?
Диалог 23
Имеет ли право психотерапевт включать в лечебные игровые группы здоровых детей? Что такое трансактный анализ? Могут ли быть ошибки при проведении структурного анализа, анализа трансакций? Надо ли трансактный анализ дополнять другими методами лечения? Что общего между совместимостью трансакций и «эффектом домино»?
Диалог 24
Может ли трансактный анализ быть опасным? Что в большей степени определяет жизненный сценарий: биологические или социальные факторы? Всегда ли дополнительные трансакции гарантируют адекватное общение? Возможно ли адекватное общение при перекрестных трансакциях?
Диалог 25
С какого возраста человек способен проводить структурно-трансактный анализ самостоятельно? Что общего между алкоголизмом и импотенцией? Чем отличаются игры по Берну от игр, в которые играет психотерапевт? Чем отличается Человек Выигрывающий от Человека Проигрывающего?
Диалог 26
Все ли поступки можно объяснить при помощи трансактно анализа? Надо ли противопоставлять свободу и подчинение? Что такое психологическая позиция? Всегда ли применима система: О’КЕЙ — не О’КЕЙ? Могут ли психология и психотерапия быть опасными для общества?
Диалог 27
Что такое гештальт-терапия? Все ли пациенты смогут пройти через пять уровней невроза при проведении гештальт-терапии? Существуют ли противопоказания для применения этого метода? Может ли методика «двух стульев» оказать быстрый эффект?
Диалог 28
Какая форма гештальт-терапии предпочтительнее: индивидуальная или групповая? В чем суть таких методик, как вербализация и превращение тревоги в возбуждение? Можно ли использовать гештальт-терапию для психопрофилактики родовой боли? Всегда ли
показано расслабление мышц?
Диалог 29
Может ли особая техника общения, имитирующая искренность и доброжелательность, заменить подлинную эмпатию? Что такое НЛП с точки зрения практического психотерапевта? Что такое репрезентативные системы и ключи доступа? Зачем нужен рефрейминг? Можно ли совместить модели восприятия мира у представителей разных полов? Применим ли рефрейминг при лечении истерических моносимптомов? Можно ли при помощи психологических методов повлиять на поведение человека, если оно обусловлено органическими изменениями мозга? Есть ли взаимосвязь между бронхоспазмом и сексом?
Диалог 30
Всегда ли за терминами и понятиями скрываются реальные явления? Можно ли, пользуясь общепринятой терминологией, сконструировать «новую» умозрительную психологическую теорию? Всегда ли потребность в агрессии трансформируется в асоциальное поведение?
Диалог 31
Что такое голотропная терапия? Может ли интенсивное дыхание принести вред? Можно ли использовать отдельные техники метода Грофа для гипнотизации? В чем сходство и различие между гипнотическими галлюцинаторными переживаниями и переживаниями, вызванными голотропной терапией? Можно ли применять метод Грофа при снижении порога судорожной готовности на ЭЭГ?
Диалог 32
Можно ли прогнозировать биографию человека, склонность к определенным болезням и особенности характера по дате рождения? Как психотерапевт должен относиться к астрологии? Есть ли связь между датой рождения и биоритмологией? Может ли внедрение биоритмологии в практическую медицину принести вред?
Диалог 33
Зачем нужны ритуалы? Что такое реальная магия? Что такое иррациональная магия? Нужен ли психотерапии магический компонент?Что общего между не