Сидоров П.И., Парняков А.В. «Введение в клиническую психологию. 2001 г.» 2001 год

Сидоров П.И., Парняков А.В. - Введение в клиническую психологию. 2001 г. - 2001 год

Автор: Сидоров П.И., Парняков А.В.

Год: 2001

Учебник содержит систематическое изложение основных разделов клинической психологии. Более полно, чем в других аналогичных руководствах, освещены психология лечебного процесса, психологические основы психотерапии, суицидальное поведение, психология умирания.
Впервые комплекс медико-психологических знаний предлагается в органическом единстве с общей, возрастной и социальной психологией. Указатели предметный и персоналий приближают издание к полноценному справочному руководству по всем основным разделам клинической психологии.
Учебник адресован студентам всех факультетов медицинских учебных заведений, а также врачам, психологам и социальным работникам, специализирующимся по клинической психологии и психотерапии.

ПРЕДИСЛОВИЕ

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ

Глава 1. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ, ЕЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ
Исторические предпосылки возникновения понятия “психика”
Психика и нервная система
Социальная опосредованность психики человека
Предмет и объекты психологии, основные формы психических явлений
Задачи и отрасли психологической науки
Клиническая психология как отрасль психологической науки
Основные методы исследования в психологии
Дополнительные методы исследования в психологии
Краткое содержание и выводы

Глава 2. ПСИХИКА И МОЗГ
Клеточный уровень организации нервной системы
Структурная организация нервной системы
Центральная нервная система
Афферентная и эфферентная нервная система
Вегетативная нервная система
Основные функциональные блоки мозга
Теория системной локализации высших психических функций
Краткое содержание и выводы

РАЗДЕЛ 2. ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И СОСТОЯНИЯ ЛИЧНОСТИ

Глава 3. ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ОЩУЩЕНИЯ
Общие закономерности ощущений
Основные характеристики ощущений
Изменения чувствительности и процессы взаимодействия анализаторов
Мозговые основы ощущений
Расстройства ощущений
ВОСПРИЯТИЯ
Основные свойства восприятия
Классификация восприятий
Расстройства восприятия
Исследование ощущений и восприятий
ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ОРГАНОВ ЧУВСТВ
Зрительный анализатор
Слуховой анализатор
Анализаторы обоняния и вкуса
Общая (кожно-кинестетическая) чувствительность
Статическая чувствительность
Висцеральная чувствительность
Краткое содержание и выводы

Глава 4. МНЕМИЧЕСКИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
Представления, законы ассоциаций
Основные мнемические процессы
Типы памяти
Виды памяти
Формирование и развитие памяти
Теории памяти
Нарушения памяти
Методы исследования памяти
Краткое содержание и выводы

Глава 5. ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ МЫШЛЕНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ И РЕЧИ МЫШЛЕНИЕ
Операции процесса мышления
Виды мышления
Основные формы абстрактного мышления
Методы мышления
Типы мышления
Влияние эмоций на мышление
Функциональная асимметрия мозга и мышление
Стратегии мышления и решение проблемных ситуаций
Индивидуальные особенности мышления
Развитие мышления в онтогенезе
Исследование мышления
Законы логики и мышление
Нарушения мышления
Классификация нарушений мышления в патопсихологии
Клиническая классификация расстройств мышления
Краткое содержание и выводы
ВООБРАЖЕНИЕ
Виды воображения
Ятрогении
Патологические формы воображения и их оценка
Краткое содержание и выводы
РЕЧЬ И ЕЕ ФУНКЦИИ
Речь и общение
Жестовая речь
Соотношение мышления и речи
Теории развития речи
Нарушения речи
Расстройства фонационного оформления речи
Расстройства структурно–семантического (внутреннго) оформления речи
Нарушения письменной речи
Исследование нарушений речи
Краткое содержание и выводы

Глава 6. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
Определение и общая характеристика эмоций
Основные свойства эмоций
Функции эмоций
Классификация эмоций
Развитие эмоций в филогенезе и онтогенезе
Нейрофизиологический субстрат эмоций
Теории эмоций
Индивидуально–психологические особенности проявлений эмоций и чувств
Патология эмоциональной сферы
Исследование эмоций и чувств
Краткое содержание и выводы

Глава 7. ВОЛЯ И ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ
Понятие воля
Побудительная и тормозная функции воли
Волевая регуляция деятельности человека
Воля и потребности
Этапы волевого акта
Возрастные особенности волевой регуляции и формирование волевых свойств личности
Двигательная активность: психологическое строение движений, действий и навыков
Рабочие движения и работоспособность человека
Патология волевой и произвольной регуляции
Исследование воли
Краткое содержание и выводы

ГЛАВА 8. ВНИМАНИЕ
Определение и функции внимания
Формы и уровни внимания
Свойства внимания
Развитие внимания у детей
Нейрофизиологические механизмы внимания
Нарушения внимания
Методы исследования внимания
Краткое содержание и выводы

Глава 9. СОЗНАНИЕ
Общая характеристика и основные понятия
Содержание сознания и уровень бодрствования
Формирование сознания в онтогенезе
Взаимодействие сознания и бессознательного
Бодрствование и сон — основные состояния сознания
Нарушения сознания
Состояния выключения сознания
Состояния помрачения сознания
Нарушения самосознания
Проблема измененных состояний сознания
Методы исследования сознания
Краткое содержание и выводы

РАЗДЕЛ 3. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Глава 10. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ЛИЧНОСТИ
Личность, индивид, индивидуальность
Структура личности
Структурные личностные модели
Динамические личностные модели
Структурно-динамические личностные модели в отечественной психологии
Краткое содержание и выводы

Глава 11. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ
Мотивационная сфера личности
Понятие о направленности личности
“Я” – концепция и мотивация личности
Изучение “Я — концепции” и мотивации личности
Основные теории и модели описания мотивации
Краткое содержание и выводы

Глава 12. СПОСОБНОСТИ И ИНТЕЛЛЕКТ
Способности и задатки способностей
Умственные способности (интеллект)
Генетические и средовые факторы в развитии интеллекта
Оценка интеллекта
Нарушения интеллекта
Краткое содержание и выводы

Глава 13. ТЕМПЕРАМЕНТ
Гуморальные теории темперамента
Конституционные теории темперамента
Тип высшей нервной деятельности и темперамент
Диагностика темперамента
Краткое содержание и выводы

Глава 14. ХАРАКТЕР
Определение характера
Соотношение социального и биологического в формировании характера
Структура характера
Типология характера
Характер и внешность человека
Акцентуальные теории характера
Краткое содержание и выводы

РАЗДЕЛ 4. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

Глава 15. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ИЗУЧЕНИИ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ
Начала научной психологии: структурализм и функционализм
Кризис методологических основ психологии и его результаты
Краткое содержание и выводы

Глава 16. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Понятие личности с позиций психологии деятельности
Психология отношений
Теория установки
Общение и формирование личности
Краткое содержание и выводы

Глава 17. ПСИХОДИНАМИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ПСИХОЛОГИИ
Зигмунд Фрейд (Freud S.): психодинамическая теория личности
Основные положения психоанализа
Структура личности
Развитие личности: психосексуальные стадии
Патологический аспект: концепция психической патологии (сексуальные неврозы)
Дальнейшее развитие психоанализа: последователи З. Фрейда
К Юнг (Jung C.): аналитическая психология
А Адлер (Adler A.): индивидуальная психология
К Хорни (Horney K.): теория “базальной тревоги”
Г Салливан (Sillivan H.S.): интерперсональная теория
Э Фромм (Fromm E.): теория отчуждения
Э Эриксон (Erikson E.H.): теория идентичности
Краткое содержание и выводы

Глава 18. ПОВЕДЕНЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ПСИХОЛОГИИ (БИХЕВИОРИЗМ)
Начало бихевиоризма, классический (радикальный) бихевиоризм
Необихевиоризм
Бихевиоризм и когнитивное движение в психологии
Концепция невроза и поведенческая психотерапия
Краткое содержание и выводы

Глава 19. ГУМАНИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ПСИХОЛОГИИ
А Маслоу (Maslov A.H.): теория самоактуализации
Карл Роджерс (C. Rogers): феномелогическая теория личности
Краткое содержание и выводы

РАЗДЕЛ 5. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Глава 20. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ
Предмет и методы возрастной психологии
Понятие возраста в психологии
Возрастная эволюция мозга и психики
Основные теории взросления
Отечественные концепции развития психики
Периодизация психического развития (по Д.Б. Эльконину)
Периодизации индивидуального развития в психиатрии
Краткое содержание и выводы

Глава 21. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДО ПОСТУПЛЕНИЯ В ШКОЛУ
Психическое развитие ребенка от рождения до конца первого года жизни
Новорожденный
Младенец
Дети, требующие специального ухода
Раннее детство (преддошкольный период)
Дошкольный период
Психологическая готовность к школьному обучению
Краткое содержание и выводы

Глава 22. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Психологические особенности детей младшего школьного возраста
Основные медико–психологические проблемы периода
вхождения детей в школу
Адаптация ребенка к школе
Личностно–социальная готовность к школе
Интеллект и формирование учебной деятельности
Антидисциплинарное поведение (трудновоспитуемость)
Схема обследования ребенка при жалобах на трудности адаптации к школе
Краткое содержание и выводы

Глава 23. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО И ЮНОШЕСКОГО В